Дополнительное образование

для студентов

Дополнительное образование играет важную роль в системе непрерывного образования, по скольку способствует созданию необходимой основы для дальнейшего непрерывного обучения студентов учебного заведения после его окончания. Развитие системы дополнительного образования заслуживает внимания преподавателей, создателей и организаторов в колледжах и других образовательных учреждениях, предлагающих программы дополнительного образования для студентов. Основой развития системы дополнительного образования могут стать студенты и их специфические потребности в знаниях, навыках, необходимых для реализации профессиональной деятельности. Предложение программ дополнительного образования необходимо формировать на основе потребностей студентов для вовлечения их в систему непрерывного образования и приобретения знаний, навыков, обеспечивающих разные направления развития образовательных траекторий студентов в дальнейшем, после окончания колледжа. Также при разработке программ дополнительного образования необходимо использовать регулярно обновляемые данные о дефиците профессиональных, организационных и социальных навыков у сотрудников при реализации профессиональной деятельности, по мнению работодателей. Для создания функционирующей системы управления дополнительным образованием нами рассмотрены направления подготовки дополнительного образования, которые соответствуют образовательным потребностям студентов. Также предложены рекомендации относительно совершенствования основных составляющих системы управления дополнительным образованием, наиболее значимых для студентов (организационной, информационной и содержательной составляющих).

Перспективой развития системы дополнительного образования в России является проведение сравнительных исследований, касающихся изучения потребностей студентов в дополнительном образовании. Подобные исследования будут ценными как с теоретической точки зрения (для более детального изучения специфических потребностей в дополнительном образовании), так и с практической точки зрения (для создания и организации программ дополнительного образования в конкретных образовательных учебных заведениях с учетом потребностей студентов). Среди обучающихся в колледже пока «сравнительно низка ориентация на постоянное самообразование (48 %). При этом для 63 % работодателей важно умение выпускников вузов заниматься самообразованием». В этом смысле включение студентов в систему непрерывного образования на этапе получения среднего образования позволит постепенно сформировать готовность совершенствовать знания и навыки за счет получения дополнительного образования. Поэтому необходима разработка комплекса мероприятий, направленных на вовлечение студентов курсов (1–3 курсов) в систему дополнительного образования до окончания учебных заведений для обеспечения устойчивого развития системы непрерывного образования.